По данным мониторинга, проведенного агентством «Автостат», на середину июля 2022 года в нашей стране насчитывалось 3102 официальных дилерских центра по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Если сравнивать этот показатель с тем, что был три месяца назад (3203 – в апреле), то количество автодилеров уменьшилось на 101.
Снижение их числа во 2 квартале объясняется тем, что было расторгнуто 160 дилерских контрактов, а новых заключено – 59. При этом почти все новые контракты заключены с китайскими брендами. Лидером в этом плане стал EXEED, у которого за три месяца стало на 13 дилеров больше. У FAW дилерская сеть выросла на 9 автоцентров, у Chery – на 7, у Geely – на 5. По 2 новых дилера появилось у Haval и JAC.
Сокращение количества дилерских центров наблюдается, прежде всего, у европейских и американских марок. Так, на 2 дилера меньше стало у Opel и Volvo, на 3 – у MINI, на 5 – у Cadillac. Французские компании Renault и Peugeot потеряли соответственно 6 и 7 официальных автосалонов. У Jaguar и Land Rover таковых оказалось 11. Но больше всего дилерских центров лишилась сеть Chevrolet от компании UzAuto – сразу 35. Среди японских брендов общие потери пока невелики – минус 8 дилеров. А вот у корейских и российских автопроизводителей дилерские сети остались на том же уровне, что и три месяца назад.
Рост числа дилеров китайских марок эксперты объясняют тем, что они не поддерживают антироссийские санкции и продолжают работу на нашем рынке, активно наращивая свою долю на нем.
«Уже отчетливо видно, что целый ряд дилеров переходит на «китайцев». Причем среди них немало тех, кто прежде работал с европейскими брендами. Вполне естественно, что российский авторитейл делает ставку на те компании, которые остаются на рынке. Соответственно падает число дилеров тех марок, которые в угоду санкциям приостановили поставки автомобилей в Россию. Думаю, этот процесс трансформации продлится до конца года, а количество китайских дилеров будет расти», — считает руководитель пресс-службы «Автостат» Азат Тимерханов.