Многие автовладельцы, стремясь сэкономить, значительно увеличивают интервал замены моторного масла. Руководитель центра технической экспертизы Sintec Lubricants Роман Сокуев в беседе с «Российской газете» рассказал о негативных последствия его несвоевременной замены.
По словам эксперта, подобная практика неизбежно ведет к тяжелым последствиям для двигателя, многократно превосходящим мнимую экономию. Моторное масло выполняет множество критически важных функций: смазка и разделение трущихся поверхностей, отвод тепла, нейтрализация продуктов неполного сгорания топлива и удаление продуктов износа. К пробегу в 50 тыс. км, даже при использовании высококачественных синтетических масел, происходит глубокая деградация его свойств.
Во-первых, защитные присадки, формирующие масляную пленку на деталях, срабатываются. Это вызывает граничное трение, ведущее к задирам на вкладышах коленчатого и распределительного валов, стенках цилиндров. Риск заклинивания двигателя или проворота вкладышей становится существенным.
Во-вторых, способность масла нейтрализовывать кислоты, образующиеся при сгорании топлива, резко падает. Это приводит к коррозии уязвимых элементов двигателя. В-третьих, потеря моюще-диспергирующих свойств способствует образованию шлама и лаковых отложений. Загрязнения забивают масляные каналы, ограничивая подачу смазки к нагруженным узлам, таким как гидрокомпенсаторы или подшипники турбины. Нагар же вызывает залегание поршневых колец, что снижает компрессию, увеличивает расход масла на угар и топлива.
В-четвертых, загрязненное и окисленное масло хуже отводит тепло, что ведет к локальным перегревам и ускоренному износу деталей. Наконец, накопленные в масле продукты износа и сажевые частицы действуют как абразив, ускоряя разрушение трущихся поверхностей.
Финансовые последствия пренебрежения заменой масла очевидны. Экономия в несколько тысяч рублей на плановом обслуживании оборачивается дорогостоящим ремонтом двигателя — от крупноузлового или капитального ремонта до необходимости его полной замены.