У автомобильных дисков, как правило, нет четких сроков годности — по идее они должны исправно отработать весь срок службы автомобиля. Однако практика говорит обратное: уже спустя несколько лет на далеко не везде ровных отечественных дорогах, колеса нуждаются во внимании, а зачастую — и в замене. Цена вопроса — немалая, особенно если речь идет об оригинальном «литье», да и штампованные стальные диски сегодня стоят недешево. Покупая на «вторичке» — выбираем «кота в мешке», который запросто может быть хуже, чем собственные. Рассмотрим вопрос с разных сторон.
Как известно, диски бывают стальные, обычная штамповка из листового проката, алюминиевые, они же «литые», а также кованые. Есть и редкий спортивный, особо легкий и стойкий к внешнему воздействию вариант — магниевые. Такие — днем с огнем и за большие деньги не отыскать, поэтому обычный водитель чаще всего имеет дело со «штамповкой» или «литьем». Реже— с «ковкой».
У каждого варианта есть свои сильные и слабые стороны. Например, стальные штампованные — дешевые и простые в восстановлении, но часто нуждаются в «прокатке», то есть в процедурах по восстановлению геометрии. Они ржавеют и гниют. Алюминиевый диск — краше и привлекательнее, стойко держит «удары судьбы», однако тоже легко гнется при контакте с бордюром.
Кованый диск — самый надежный, крепкий и дорогой из троицы. Более того — самый легкий. Однако все «невзгоды» дороги передает прямиком на подвеску. Отметим, что все три варианта ремонтируются, но обойдется такой ремонт в разные совсем деньги: «штамп» можно выправить хоть молотком, а вот «ковку» или «литье» ремонтировать сложно и дорого.
Почему колесные диски гнутся?
Причин может быть сразу несколько. И авария — пожалуй, последняя. Во-первых, дороги у нас бывают разные, а вот дачная грунтовка — одна. И она никогда идеальным покрытием не отличается — ямы и бугры будут обязательно. Год за годом именно диск первым на себя принимает все эти «нюансы», так что со временем геометрия обязательно начнет уходить. Высокая скорость и хорошая яма этот процесс ускорят. Далее — резина: тяжелые зубатые покрышки — также не лучший друг литого диска. Долгая и многокилометровая эксплуатация таких шин на «литье», как и на штамповке, конечно, сказывается.
Какие симптомы прямо говорят об износе колесных дисков
Как только в руле появляется вибрация, а в утреннем расписании — обязательные упражнения с насосом, нужно ехать к специалисту по колесам. Тряска в баранке — прямое следствие отсутствия балансировки, что делает управление автомобилем, во-первых, крайне небезопасных, а во-вторых — чудовищно дискомфортным.
Значительные проблемы с геометрией диска можно нивелировать грузами, однако откровенно кривой — только править. Сделать это можно, но стоит помнить: методика «штамповки», когда на станке диск просто прокатают, «литью» не подойдет — нужно нагревать в печи, после — отпускать, и только потом править. Иные вариации смысла не имеют.
Также колесо запросто может спускать именно по вине литого диска: встречается микротрещина. Ищут ее тривиальным способом мыльной воды, после заваривают: штампованные диски можно варить хоть электродом, а вот алюминий — только в газовой среде. Причем стоит помнить, что сварка «крылатого металла» — дело непростое, его ведет от перегрева, так что отдавать неизвестному специалисту не стоит. После велик шанс просто сдать весь комплект на переплавку.